Самый русский инструмент
Культура и спорт— Балалайка наряду со звончатыми гуслями и домрой — один из древнейших русских музыкальных инструментов. Но символом нашей страны, её многовековой культуры стала именно она, — рассказывает заведующий отделом народных инструментов ДШИ, создатель и руководитель городского оркестра народных инструментов Сергей Александрович Пикулин. — При всей кажущейся простоте: три струны, нехитрая техника игры — бряцание, балалайка имеет огромный исполнительский потенциал! Она уникальна и в сольном варианте игры, и в оркестре, при поддержке духовых и ударных инструментов.
Здесь уместно вспомнить великого музыканта дирижёра В.В.Андреева. Узнав о балалайке, увидев инструмент, услышав его неповторимое звучание, Андреев «одел балалайку во фрак», так писали музыкальные критики ХIX века. Создал кружок любителей игры на балалайке, предвестник первого Национального оркестра русских народных инструментов. В 1889 году андреевские балалаечники триумфально выступили на Всемирной выставке в Париже. Не успели закончиться первые концерты, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» и дамское туалетное мыло «Под яблонькой».
В стрежевском оркестре — десять балалаечников. Пятеро взрослых исполнителей и пятеро учащихся музыкального отделения ДШИ. В школе обучаются игре на балалайке 18 ребят: шесть по программе «русские народные инструменты», 12 осваивают балалайку как дополнительный инструмент по программе «музыкальный фольклор». Преподают три педагога — Анатолий Иосифович Кудля, Светлана Владимировна Григорьева, Виктория Алексеевна Перевозчикова. На новый учебный год набор уже окончен, осенью возьмут в руки балалайку ещё восемь человек.
— Этот инструмент обладает магией, его не удаётся забросить и забыть, — говорит один из взрослых участников оркестра Алексей Леонидович Колесов. Он профессиональный музыкант, в 1991 году окончил оркестровое отделение Томского училища культуры по специальности «балалайка». Преподавал, играл в разных творческих коллективах, аккомпанировал хорам, сольным исполнителям народных песен.
— Все мои попытки сменить инструмент на более современный заканчивались возвращением к ней, — говорит Колесов. — Звук балалайки ни с чем не сравним и притягателен, а при постоянной работе над техникой на трёх струнах можно исполнить всё, что угодно. Это тот случай, когда союз музыканта и инструмента может быть совершенным.
С праздником, самый русский инструмент!