«Путь-дорожка фронтовая…»
СВОи18 октября 1955 года в Херсонской области состоялся пуск первой турбины Каховской ГЭС. Через четыре года шестую по счёту в Днепровском каскаде электростанцию приняли в промышленную эксплуатацию. На её строительстве трудились более 15 тысяч специалистов со всех концов страны. На нужды грандиозного проекта работало свыше 400 заводов из 300 городов СССР. ГЭС связала оба берега Днепра железной и автомобильной дорогами.
Проезжая там в 2022 году, стрежевчанин О.В.Суетнов думал не о послевоенном трудовом подвиге советского народа. Он думал о том, чтобы выжить.
В сорок лет Олег Викторович был пенсионером МВД, специалистом по безопасности дорожного движения «Энергонефти-Томск». В августе 2022-го вступил в ряды томского именного батальона «Тоян».
— Не люблю высоких слов. Просто хотелось помочь, — объяснил своё решение О.В.Суетнов. — Я понимал, что иду служить в батальон материально-технического обеспечения, не на передовую (хотя и там бываем регулярно), но война на снабжении и строится.
Водитель-любитель, категорию С он открыл в зоне СВО. Работать предстояло на военном бортовом КамАЗе — перевозить людей, продукты, снаряды. Навыки вождения грузовой техники освоил за две поездки по плотине Каховской ГЭС.
— С одного берега Днепра на другой мотались практически ежедневно. Туда-обратно нужно было за ночь успеть обернуться. Станцию враг обстреливал с завидным упорством. Бил в основном по машинам. Так что темнота повышала наши шансы на выживание. Страшно было. Едешь, начинают стрелять. Надо прятаться, а негде. По обе стороны дороги — вода. Выпрыгиваешь из кабины и бежишь, ищешь хоть какую-то ямку. Если бойцов вёз, вместе «вылетали» — и врассыпную. Бог миловал, обошлось без потерь. Так, осколками немного оцарапало на машине краску.
Через три месяца после отхода российских войск из Херсона гидротехническое сооружение не выдержало. 6 июня 2023-го часть плотины обрушилась, что повлекло неконтролируемый сброс из водохранилища Каховской ГЭС. Населённые пункты по обе стороны реки были затоплены.
— Врагу ничего не жалко. Крушит всё подряд, — качает головой Олег Викторович. — А мы строим. Видел Мариуполь в 2022-м — город лежал в руинах. Когда попал туда через полгода, не узнал. На месте разрушенных домов — новые высотки. Там сейчас очень красиво!
На разбитых войной дорогах водители любой техники быстро становятся мастерами фигурного вождения. А когда, как на Херсонщине, с растительностью не густо, ещё и проявляют настоящие чудеса маскировки.
— В свободное время изучаешь ландшафт. Где кустики приметишь, где ямку. Я научился КамАЗ в двухметровых кустах прятать так, что не найти. Причём в считанные минуты. «Залетаешь», быстро собираешь ветки, закидываешь ими грузовик. Но так, чтобы стартануть из укрытия можно было без промедления. Этот навык уже отточен.
Даже военная техника не всегда выдерживает жёсткие условия эксплуатации. Поломки — не редкость. В батальоне есть рембат и ремрота, но добраться до них, говорит Олег Викторович, целая проблема. Поэтому 80 процентов ремонта водители делают сами. Отличным подспорьем стала передвижная слесарная мастерская. Детище Суетного. Оснастить помогли земляки.
— Сели с ребятами (нас в роте восемь стрежевчан) и командиром роты, прикинули, что нужно и как это реализовать. Написали мэру. Валерий Валериевич Дениченко заявку нашу (а в ней более двух десятков пунктов) у себя в чате разместил. Горожане откликнулись. Огромное спасибо! Всё, что просили, нам прислали. Даже газовые ключи и гайковёрты. Так что в рембат мы теперь ездим только за запчастями.
— Может, вам в мастерскую нужно что-то ещё?
— Это же как в гараже, — хохотнул Суетнов. — Чем больше есть, тем больше надо. Но земляков больше обременять не хочется. Того, что имеется, хватит надолго. Если вдруг что ещё потребуется, купим. Сами с усами!
За два года службы Олег Викторович побывал на всех направлениях, кроме Запорожья. Почти столько же вместе с подразделением путешествует весёлый ласковый пёс — ефрейтор Пурфик. Его подобрали щенком в Мариуполе.
— Сначала имя дали. А потом и звание. Как-то на разводе он забрался на лавку. И сидел там, как дневальный по роте. «Ну вылитый ефрейтор!» — пошутил кто-то. Так и привязалось. Он с нами под Ровеньками был, под Луганск переехал. А сейчас у меня на базе ещё семь приблудных кошек. Ловят мышей, спят прямо на КамАЗе. Кто на баке, кто на колесе. И так сладко потягиваются, когда утром выходишь, что на душе сразу становится тепло. Очень любят говяжью тушёнку. Завтрак и ужин ни за что не пропустят. Приходят бандой, окружают и ждут. В семь утра и в пять вечера ровно. По ним часы сверять можно.
Пока в начале лета О.В.Суетнов был в отпуске, за пушистой братией присматривали товарищи. А дома хозяина радостным мяуканьем встретил чёрный лохматый Памир. Его взяли из приюта. Маленьким, с ладошку, котёнком.
— Супруга из пипетки выкармливала, — вспоминает глава семьи. — Она у меня всё умеет, всюду и везде успевает, ничего не боится.
— Один страх всё же есть — страх за мужа, — поправляет Елена Владимировна Орлова. — Это на работе я учитель русского языка и литературы, муниципальный координатор советников директоров школ по воспитанию и секретарь территориального избиркома. А дома — обычная женщина. И решение супруга участвовать в СВО приняла и поняла не сразу. Осознание пришло позже: мой муж так воспитан. И воспитан правильно. Как педагог именно такими — решительными, сознательными, ответственными — я хочу видеть своих учеников.
К сожалению, недавно не стало моей мамы. Вера Васильевна поддерживала Олега как никто другой. Когда в июне он рассказал, что его друг находится в госпитале на маминой родине, в Пензе, она тут же созвонилась со своими сёстрами, и они помогли чем смогли.
Олег Викторович в отпуске и сам оказался в больнице. Перенёс операцию, но на поправку шёл быстро и рвался обратно.
— Я ведь когда приехал, попал под снегопад. Не поверите, был самым счастливым человеком на свете! На СВО скучал по снегу, нашей холодной зиме. Там зимой очень грязно. Снег выпадет, тут же растает. И эта грязь на колёса наматывается тоннами. Из машины выйдешь, пару шагов сделаешь, и у тебя вместо сапог — «ласты».
По чистому воздуху скучал. Эта вездесущая пыль, она там кругом. Чуть съехал с асфальта, столбом стоит. На прифронтовых дорогах вообще ужас! Движемся на ощупь. Не видно ни зги. Зато поднятое машинами огромное пыльное облако видно за десятки километров. Так что тут, в Стрежевом, рай! Красиво, сухо, чистенько, — смеётся Олег Викторович. — А врачам отделения хирургии большое спасибо! За то, что быстро поставили на ноги. Обратно, правда, отпускать не хотели. Но я им сказал, что должен вернуться. Хочется увидеть победу, результат наших трудов.
В расположение Олег Викторович Суетнов приехал к положенному сроку. С месяц был на «лёгком труде» — занимался ремонтом техники. Сейчас снова в строю. Жалеет, что не привёз с собой флаг Стрежевого. Мечтает повесить его в слесарной мастерской. Как символ Родины и напоминание о доме, в котором верно и с любовью ждут.