Гармония памяти, природы, творчества

Гармония памяти, природы, творчества

Культура и спорт

«Такое всё родное, знакомое, близкое душе и сердцу. Как будто в детстве побывала!» — поделилась впечатлениями Н.М.Абашева, одна из первых посетителей выставки, открывшейся на днях в историко-краеведческом музее.

Стрежевой стал участником выставочного проекта «Гармония природы кистью художника», созданного Томским областным краеведческим музеем имени М.Б.Шатилова в рамках программы «Родные музеи» при поддержке Фонда социальных инвестиций «Родные города» и «Газпромнефть-Восток». Проект посвящён возвращению в поле томской культуры личности и творчества Дмитрия Николаевича Лаврова. Его акварельные пейзажи экспонировались в залах томского и колпашевского музеев, но очень давно — около 60 лет назад. Двум поколениям жителей нашей области это имя совсем неизвестно.

И вот теперь, по инициативе и при поддержке «Томскнефти», семь десятков акварелей, наполненных особым светом, нежностью и теплом, разместили в выставочном зале нашего городского музея. Это уникальные работы уникального автора — художника-любителя и врача-хирурга.

«Знаете, я счастлив, когда мне удаётся увидеть и передать в рисунке гармонию природы. Ведь пейзажный рисунок — это прежде всего выражение состояния души человека», — слова автора представленных произведений размещены на стенде при входе в выставочный зал.

Его биография наполнена драматическими событиями, трудностями и борьбой. Родился Дмитрий Лавров в Томске в 1888 году, был сиротой, не знавшим своих родителей. Воспитывался во Владимирском детском приюте Томска, где способности мальчика к обучению были замечены, и ему дали возможность учиться в гимназии. Работал переплётчиком в типографии П.И.Макушина, в 1914 году поступил в Томский императорский университет на медицинский факультет. Но получить высшее образование тогда Лаврову не удалось — после второго курса он был призван в ряды русской армии и участвовал в сражениях Первой мировой войны, был фельдшером полевых лазаретов. После войны и последующих событий, связанных с революцией 1917 года и гражданской войной, Лавров вернулся в медицину только в возрасте 44 лет.

С началом Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, Дмитрий Николаевич ушёл на фронт добровольцем. Служил хирургом на санитарном поезде на Западном фронте, спасая сотни жизней раненых воинов Красной армии. И новое страшное испытание к уже пережитым — ранение, плен и концлагеря в Германии.

В Сибирь он вернулся в 1945 году. Работал врачом в Каргаске, Бакчаре, а с 1952 года бессменно — хирургом в больнице села Новый Васюган. Он изъездил огромные пространства Каргасокского района на санях, лыжах, самолётах малой санитарной авиации, добираясь в глухие места, где требовалась помощь больным. Васюганскую тайгу, северную природу Лавров хорошо знал и любил и после выхода на пенсию не уехал ближе к «центрам цивилизации», а остался в Новом Васюгане до конца своих дней. Здесь у него, человека уже немолодого, по жизни не слишком общительного, болезненно застенчивого, впервые появилась семья.

А как же живопись, когда она вошла в жизнь нашего героя? На самом деле, рисовал он с детства, это была его давняя страсть. Было несколько попыток освоить живопись на профессиональном уровне — в Томске, Екатеринбурге и Москве. В стенах столичного училища ему удалось видеть таких общепризнанных мэтров, как художники-передвижники Маковский, Ярошенко, Коровин. Лавров вспоминал этих художников не случайно, их творчество в чём-то находило отклик в его душе.

Лавров работал в жанре лирического пейзажа. Он чувствовал и прекрасно передавал особую неброскую красоту васюганской темнохвойной тайги, огромных и ярких северных зорь, нежность красок утреннего тумана над спокойной гладью озера, тонкую пушистость первого снега на яркой осенней листве.

Заметим, что быть живописцем в селе Новый Васюган было непросто: добраться туда и сейчас нелегко, снабжение такими товарами не первой необходимости, как краски, кисти, хорошая специальная бумага, было в те годы не очень хорошим. Д.Н.Лавров приобретал краски во время выездов в Томск или Колпашево, для рисунков нередко использовал оборотную сторону листов медицинских инструкций и настенных пособий. В ход шли даже маленькие листки засвеченной фотобумаги — для небольших этюдов.

Замечательный хирург и одарённый художник, Дмитрий Лавров щедро делился своими талантами с земляками.