Физика в каждом дне
Твои люди, СтрежевойЕё ученики побеждают на олимпиадах разного уровня. Выпускники
поступают в лучшие профильные вузы страны. И вспоминают
педагога с теплом и благодарностью за то, что дала глубокие и прочные знания, привила любовь к такому сложному, многим непонятному предмету. Талантливый учитель физики школы №7, вызывающий уважение школьников и их родителей, О.Г.Скирневская.
— В этом году будет 35 лет, как работаю учителем, — рассказывает Ольга Геннадьевна. — Хотя после окончания школы поступила в Новосибирский электротехнический институт на факультет самолётостроения. Красиво звучит! Тем более у меня папа работал диспетчером в аэропорту. Считала, это будет логичным продолжением династии. Но, проучившись полтора года, поняла, что специалисты, окончившие этот факультет, тогда были не востребованы. Самолёты не строили, выпускники не могли найти работу, уходили в другие отрасли. Подала документы в пединститут, где училась моя подруга. На физический факультет. И нисколько об этом не пожалела.
Учительствовать начала в родном Новоникольском Александровского района. Сильный педагогический коллектив, развитая система наставничества помогли Ольге Геннадьевне уверенно сделать первые шаги. Педагоги старой закалки щедро делились наработками и знаниями. А небольшие классы стали идеальной площадкой для приобретения бесценного опыта — внимание удавалось уделить каждому.
— Новоникольская школа, когда ввели ЕГЭ, давала одни из самых высоких результатов по району, — с гордостью отмечает педагог.
Переехав в Александровское, О.Г.Скирневская трудилась в школе №2, потом перешла в первую. По приезде в Стрежевой устроилась в гимназию. Шесть лет назад приняла решение уйти в школу №7.
— Учеников больше, соответственно, больше сдающих физику. Есть сильные ребята, с которыми выходим на конкурсы и олимпиады, побеждаем. Занимаюсь со школьниками с седьмого класса. И моя задача — увлечь детей. Чтобы предмет им был интересен. Ведь я до десятого класса тоже не воспринимала физику всерьёз. До тех пор, пока у нас не сменился учитель, не пришёл строгий и требовательный. Тогда я её стала знать.
Важно ещё снизить уровень тревожности. Новый нелёгкий предмет, новый педагог. Мы стараемся гибко подойти к этому, незаметно, от простого к сложному, чтобы не напугать и не оттолкнуть. Но, считаю, научить физике можно каждого. Было бы желание. И немалую роль в этом играет вовлечённость родителей в образовательный процесс, их заинтересованность.
Ольга Геннадьевна уверяет, в школе №7 есть все технические возможности для качественного обучения. Разнообразить урок — в помощь интерактивная доска, современное компьютерное оборудование, оснащённая лаборатория, «Точка роста».
— С семиклассниками готовим мини-проекты, чтобы дети безболезненно входили в большие проекты. Детям по душе такой вид деятельности. Раздаём ноутбуки (это тоже в школе есть), ребята проводят опыт, готовят презентацию, оформляют, выступают. Я не очень люблю такие уроки, — говорит учитель. — Это же шум и гам. Но в итоге полученные ребятами знания с лихвой окупают не совсем удобный формат проведения. Школьники работают в группе, оживлённо что-то обсуждают. Благодаря этому у них развиваются коммуникативные навыки, умение работать в команде и приходить к общему решению. Всё это способствует развитию интеллектуальных способностей.
Вообще, стараюсь объяснять ученикам на простых примерах, как физика поможет в повседневной жизни. Например, как правильно открывать кастрюлю с кипятком, чтобы не обжечься. Сконденсировавшийся на крышке пар при поднятии должен стекать в кастрюлю, надо чуть наклонить. А вот пар над жидкостью идёт вверх, поэтому следует убрать руку и лицо от освободившейся открытой поверхности. Интересно? Практично? Главное — понятно. В ходе изучения физических законов появляется понимание того, как устроен окружающий мир.
Нагрузка — более тридцати часов в неделю. За каждым стоят тщательный подбор материала, планирование, решение домашних заданий. Ведь урок начинается не со звонка, а задолго до него. Подготовка — сложный и многогранный процесс, требующий особого планирования. Учитель должен не только знать предмет, но и иметь представление о психологических аспектах обучения, о том, как лучше донести информацию до учеников. Это требует анализа учебных программ, поиска новых методик и современных подходов. А ещё — создание презентаций, раздаточных материалов, тестов и заданий. Это занимает огромное количество времени. Свободного, признаётся Ольга Геннадьевна, практически нет.
— Наработок, конечно, много. Я могу ими воспользоваться, если был форс-мажор, родительское собрание, например, до десяти вечера. Но я точно знаю, что урок в любом случае будет другим. Не бывает двух одинаковых. Меняются стандарты и требования, вместе с ними меняемся мы.
Классное руководство — отдельная увлекательная история. Полная эмоций, успехов и вызовов. Каждый классный руководитель может поделиться множеством интересных, порой курьёзных историй.
— Мои восьмиклассники как-то поссорились с одним из педагогов. Я была на больничном. А они оставили портфели в классе, купили консервов и убежали в лес. Сутки мы их искали. Жуткая ночь была. Но всё обошлось. С детьми всегда суматоха, — замечает О.Г.Скирневская. — Педагог не должен обижаться на учеников и зацикливаться на каких-то негативных моментах. Это уже профнепригодность. Нужно обнуляться и идти дальше.
Результаты ЕГЭ всегда высокие. На 99 баллов физику сдавали не раз. У Скирневской даже гуманитарии с лёгкостью поступают в технические вузы. Нынешним летом Ольга Геннадьевна проводила во взрослую жизнь своих одиннадцатиклассников. К выпускному долго готовилась, подбирала слова. Приедут на каникулы, уверена, обязательно заглянут в школу.
— Это приятно, — улыбается учитель. — Будто мы с ними одной крови. Наверное, ради этого и работаем. У нас есть традиция: первокурсники встречаются с будущими выпускниками, делятся опытом, рассказывают о студенческой жизни.
Успех учеников, считает О.Г.Скирневская, — самое ценное признание для учителя. Каждое «спасибо» — лучшая награда. Помимо словесного признания, у педагога за годы работы скопилось немало грамот, среди которых благодарственные письма за подготовку победителей региональных олимпиад и конкурсов, почётные грамоты, включая министерскую, — за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования, есть диплом победителя регионального этапа ДНК-науки от Академии Минпросвещения.
— Любой опыт бесценен, и во всякой мудрости много печали, — цитирует учитель фразу писательницы Виктории Токаревой.
Сейчас педагогу, привыкшему учить школьников постарше, предстоит непростая задача — к ней придут пятиклашки. С которыми нужно наладить общение, постараться облегчить им переход из начального звена в среднее. Учебный год для Ольги Геннадьевны начнётся не 1 сентября, днями раньше. Подготовить кабинет, украсить. Чтобы у всех — учеников, родителей и учителей — был праздничный настрой на новые успехи, победы и свершения.