В начале славных дел

В начале славных дел

Общество

На протяжении нашего разговора он несколько раз говорил о том, что надо помнить имена покорителей несметных богатств Томского Севера.

Его имя хорошо известно стрежевчанам, проживавшим в городе в 70—90-е годы. Василий Иванович Матютин, приехавший в Стрежевой в 1973 году молодым специалистом и прошедший здесь школу жизни. Санитарный врач, руководитель горздравотдела, заведующий отделом горкома партии, получивший к медицинскому ещё два образования — строительное и экономическое, работавший и решавший проблемы в разных сферах жизни, вспоминает два десятка лет в Стрежевом как лучший период своей жизни.

По окончании Омского медицинского института В.И.Матютина распределили в Томскую область. Сам Томск ему понравился — город с уникальной старинной архитектурой, но молодёжный, по-студенчески свободный и весёлый. Однако главный санитарный врач региона Н.В.Киреев предложил трудный участок работы — строящийся город, в котором складывалась весьма неблагополучная санитарная обстановка. Матютин не испугался — возможность поработать в условиях, где высок риск возникновения вспышек инфекционных заболеваний принял как … удачу! А ещё — как возможность внести вклад в решение реально существующих проблем при освоении нефтегазовых месторождений Томской области.

АН-2, в котором Василий Иванович летел из Томска на север, болтало нещадно все четыре часа полёта. Приземлились в районе «деревни» на поле, которое взлётно-посадочной полосой можно было назвать лишь условно. Немногие из стрежевчан сегодня знают, что там, где находится фермерское хозяйство А.А.Бойченко, был в начале 70-х годов аэропорт. Ну, как аэропорт… Вышедшие из самолёта пассажиры проваливались в грязь прямо по щиколотку! Встретила Матютина его коллега В.А.Шихалева, помогла добраться до общежития, разместиться, а в будущем стала его надёжным помощником.

— Обстановка и вправду была серьёзная, — вспоминает Василий Иванович. — Жилой фонд — деревянный, целый «Шанхай» из балков-времянок. Вода привозная, централизованного водоснабжения и канализации нет. Туалеты на улице. Мусор вываливали в сколоченные из горбыля помойки. Бродячих собак — тьма. В некоторых местах, к примеру, на улицах Клюквенной, Весенней, бытовые отходы сливались прямо в уличные канавы.

Больница находилась в приспособленном здании, такой же двухэтажной «деревяшке», как и большинство зданий в городе. Ассортимент продуктов питания был скуден: продукты сушёные, мороженные, консервированные. Это создавало условия для высокой заболеваемости, в том числе инфекционными болезнями.

Работы у санитарных врачей было море! И прежде всего — анализ заболеваемости. Цель была одна — вскрыть причины, хотя они очевидны. Их оставалось только показать, чтобы затем, уже совместными усилиями, ликвидировать. В.И.Матютину и его коллегам стоило немалых усилий убеждать руководителей предприятий и посёлка, что наряду с решением производственных задач важно создавать для стрежевчан в посёлке и на промыслах надлежащие санитарные условия для труда и быта. Все средства были хороши!

Василий Иванович рассказывает, что даже «Комсомольский прожектор» выпускали:

— Нафотографируем разные безобразия антисанитарные и газету делаем, листов на шесть «ватманских». Газету наклеивали на «Книжный» магазин. Попадало нам за это от старших товарищей, от партийного руководства! Но виновники исправляли недостатки. Был случай, когда чуть не закрыли молочную ферму в Тополёвке, снабжавшую стрежевчан продукцией. Приехал туда — мать честная, крысы на МТФ, пастеризация молока не проводится! Так секретарь райкома партии меня пообещал с работы снять. А только я свою линию отстоял. Ничего, навели порядок!

Со временем дело тронулось: в 1974—1977 годах построили в Стрежевом водоочистные сооружения, сети канализации, началось возведение зданий поликлиники и стационаров городской больницы. Город рос на глазах! Появились детская молочная кухня, молокозавод, на который доставляли сырьё не только стрежевского совхоза, но и александровского, и лукашкиноярского. В тепличном комбинате выращивали овощи, на смену сушёным или замороженным продуктам в стрежевских магазинах пришли мясо, яйцо, помидоры, огурцы, зелень, цветы и даже грибы местного производства.

За шесть лет, к концу 70-х, количество детских садов увеличилось втрое — с двух до семи. Открылись новые школы —№№2 и 3. В новое здание переехала милиция. Построили новый аэропорт. Город не только рос, но и благоустраивался, саженцы из Бакчарского питомника высаживали все — и школьники, и взрослые.

— В 70-80-е летом в городе при сильном ветре поднимались настоящие песчаные бури! А теперь смотришь — кругом газоны, деревья, совсем другие виды, — с удовлетворением констатирует В.И.Матютин. — Всё было не напрасно! Огромные усилия направляли на повышение качества жизни и в Стрежевом, и на промыслах. Людей надо было «закреплять».

А что нужно человеку? Жильё, чистая вода, свежие продукты, достойная зарплата, хорошие условия труда и быта. Чтобы было, где лечиться и детей учить. Как сейчас говорят, комфортная инфраструктура.
Это стало возможно потому, что руководством города и предприятий, неустанным трудом и волей стрежевчан реализовывалась стратегия создания базового города вахтовиков, такого оазиса в тайге, окружённого сельскохозяйственными объектами и вахтовыми посёлками. Результаты говорили сами за себя, в 80-е годы в Стрежевом регистрировали снижение заболеваемости и рост рождаемости.

По мнению В.И.Матютина, основным фактором успеха тогда стали командная работа, конструктивное взаимодействие руководителей разных предприятий, разных сфер деятельности: нефтяников, буровиков, дорожников, ОРСа, медиков, педагогов, авиаторов… Они говорили на одном языке, умели взаимодействовать, договариваться.

— У всех была общая цель, и все задачи решали сообща. Нефтяники шли навстречу инициативам городского руководства. А руководители города не боялись реализовывать самые, как казалось, отчаянные и масштабные проекты. Создание тепличного хозяйства было идеей В.И.Зоркальцева. Он же предложил организовать вокруг города СОТы, дачные хозяйства, без которых теперь огромное количество стрежевчан не обходится, просто жить не может. А снос балков? Целая эпопея! Какие события, какие характеры: можно книгу писать и там уже назвать всех поимённо, — говорит Василий Иванович.

Кстати, о книгах. Получив стрежевскую закалку, В.И.Матютин ещё почти 30 лет трудился в различных структурах, на руководящих должностях. А сейчас, на заслуженном отдыхе, он продолжает работать — над книгой. Это книга о славной 55-летней истории треста «Томскгазстрой», одной из ведущих строительных организаций. Здесь Василий Иванович восемь лет проработал заместителем управляющего по кадрам и социальной работе. Обещает, что презентацию книги проведут, конечно, в Стрежевом. Так что нас всех ждёт ещё одно историческое событие, ведь воспоминания тех, кто возводил наш город, обустраивал и наполнял его жизнью, бесценны.

— Конечно, по Стрежевому я скучаю, — говорит Василий Иванович. — Слежу за событиями в жизни Стрежевого, держу связь с руководством города, с его ветеранами. Это моя «малая земля», где прошли «бои местного значения» за лучшую жизнь для стрежевчан! Мы, участники тех давних, героических и незабываемых событий, сделали то, что поручило государство, выполнили свой долг. Работавших здесь и оставивших свой след в истории города много, главное, чтобы современники не забыли их имена.

Сердечно поздравляю строителей, нефтяников, газовиков, ветеранов города с профессиональным праздником и Днём города, желаю им всем крепкого здоровья!