«Я в небе Сибири часть жизни прожил»

«Я в небе Сибири часть жизни прожил»

Общество

В стрежевском историко-краеведческом музее хранится замечательная книга «Колпашевская авиация вчера, сегодня… и завтра». Она рассказывает об истории создания и развития первого авиатранспортного предприятия на территории Томской области.

В 1933 году в Колпашеве появляется аэропорт. Выполняются полёты по маршруту Новосибирск—Колпашево. В 60-х начинается подлинный расцвет предприятия. Конечно, он напрямую связан с разведкой и активным освоением природных ресурсов Томского Севера. Судьбы колпашевских авиаторов тесно переплелись с судьбами геологов, нефтедобытчиков.

— Мы в разведку пришли молодыми.
И — свершились большие дела!..
Авиация — необходима
И привычна, как воздух, была.
Часто Родина-мать и не знала,
Где и как её сын пролетел…
Но без той авиации малой
И больших не свершилось бы дел.
И сердца, и моторы, и крылья —
Всё служило лишь для одного!
Мы б, конечно, без вас не открыли,
Не нашли б здесь вовек ничего…

Эти строки написаны геологом Петром Шаповаловым. Лихим авиаторам он посвятил целый цикл стихов. Они опубликованы в подаренном стрежевскому музею сборнике. В книге есть и рассказы, очерки о пилотах, бортмеханиках, инженерах и авиатехниках, синоптиках. И только часть написана самими ветеранами авиапредприятия. Остальное — материалы, когда-то опубликованные в газетах и журналах, и сердечные, порой занимательные воспоминания о колпашевских авиаторах — людей самых разных профессий. В том числе тех, что осваивали нефтяную целину. Это и старые разведчики недр, и строители трубопроводов, и буровики…

Конечно, знакомы стрежевчанам и имена героев воспоминаний. Стрежевские авиаторы вышли из Колпашевского объединённого авиаотряда. Из подразделений колпашевского авиапредприятия были выделены вертолёты и лётный состав для базирования в селе Александровском, а впоследствии и в Стрежевом.

— В 1972 году в Александровском объединённом авиационном отряде работали 260 человек, — рассказывал нашим корреспондентам бывший командир авиапредприятия В.Н.Гаевой. — Отряд имел 15 самолётов АН-2, 13 вертолётов МИ-4 и семь вертолётов МИ-8. В нём было две эскадрильи: самолётная и вертолётная. В аэропорту Стрежевого в то время базировались одно самолётное и одно вертолётное звенья.

И у тех, кто возьмёт в руки книгу, появится возможность ещё раз встретиться с дорогими людьми. Как будто обменяться крепким рукопожатием с Владимиром Григорьевичем Шепелевым.

Отчаянно смелый, беззаветно преданный делу, выполняющий самые немыслимые задачи, не раз спасавший от верной гибели товарищей, сам бывавший на волосок от смерти Шепелев заслужил в авиации прозвище «человек-легенда». Не только в Стрежевом он оставил по себе добрую память. Но коль скоро ему суждено было стать стрежевчанином, на долгие годы связать судьбу с нефтеградом, нам его, щедрого, верного, готового по первому зову принять в тебе живое участие, теперь особенно недостаёт. Привет тебе, Братка!

Читателям выпадает случай ближе познакомиться с первым руководителем Стрежевского авиапредприятия Игорем Вячеславовичем Цыбасовым. До тех пор он был командиром Александровского авиационного подразделения. Это первый лётчик, поселившийся в Александровском, прилетавший сюда не в командировки, а домой. Он мастерски совмещал полёты с земными хлопотами. Почти все тогдашние вертолётчики Александровского и Стрежевого были его учениками. В начале 70-х на партийном собрании лётчиков именно Цыбасов выступил с инициативой работать ночью. До тех пор ночных вылетов в Александровском не делал никто.

— Ночью работать сложно, но необходимо, — сказал тогда командир. — Особенно здесь, на Севере. Именно ночью требуется часто летать по санзаданию. Где-то в дальнем посёлке или на буровой ждёт помощи человек…

Право на ночные вылеты имел тогда ещё только он. Выходит, прибавил себе забот. Но это не испугало командира. И учил вертолётчиков ночным полётам тоже он.

В истории колпашевского предприятия много любопытных фактов. Не всем сегодняшним стрежевчанам, к примеру, известно, что неподалёку от нас, вблизи Прохоркина, в начале 70-х приземлялся Ан-22, знаменитый «Антей», самый большой самолёт в мире. Для его приёма был подготовлен ледовый аэродром. Так начиналось строительство нефтепровода Александровское — Анджеро-Судженск.

3а участие в строительстве нефтепровода Александровское — Анжеро-Судженск и большой вклад в оказание помощи по строительству нефтяных месторождений лётный состав Александровского объединённого отряда удостоен высоких правительственных наград. Орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За освоение нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири» награждён один из ветеранов авиапредприятия, старейший командир воздушного судна МИ-8 А.С.Сурков. Орденом Трудового Красного Знамени — командир МИ-8 В.В.Орлов. Орденом Дружбы народов — командир МИ-8 О.Г.Гримич.

В августе 1976 года Александровский объединённый авиационный отряд был переименован в Стрежевской. В то же время начинается строительство новых нефтепроводов: Парабель—Лугинецкое, Раскино—Пионерный. И вновь — череда правительственных наград авиаторам за доблестный труд. Орденами «Знак Почёта» награждаются бортмеханик К.С.Сапожников, командир воздушного судна МИ-8 Б.А.Изместьев, медалью «За трудовую доблесть» — командир воздушного судна МИ-8 С.А.Коняев. Высоких наград удостоены также бортмеханики В.В.Литвиненко, Н.И.Евтушенко, А.П.Верещагин и прочие.

Незабываемое время! Однако лучшие годы авиапредприятия, по мнению командира В.Н.Гаевого, приходятся всё же на середину 80-х.

— Это период истинного расцвета! — говорит Валерий Николаевич. — Тогда налёт вертолётов составлял более 30 тысяч часов в год. Каждый стрежевчанин пользовался услугами аэрофлота по меньшей мере два-три раза в год. И самолёты перевозили за год до 340 тысяч пассажиров!

География полётов была обширной. В начале 90-х авиапредприятие перешло на эксплуатацию самолётов ЯК-42. Пилоты с самолётов АН-2 и бортмеханики с вертолётов МИ-8 успешно прошли переобучение на ЯК-42 и безопасно выполняли полёты на трассах России.

За годы с момента основания александровского, а потом и стрежевского авиаотрядов удалось создать хорошую лётную школу. У наших лётчиков прекрасная репутация. Причём не только в России, но и за рубежом. Ведь наши лётные асы осваивали воздушные пространства Индии, Африки.

В книге интересная подборка иллюстраций. Там, кроме портретов, изображения всех типов воздушных судов, которые не только эксплуатировались колпашевским авиапредприятием, но и просто проводили посадку в аэропорту.

— В 72-м году в Колпашеве в собрании работников авиапредприятия принимал участие космонавт Герман Степанович Титов, — вспоминает Валерий Георгиевич Чайка. — Этот факт тоже отражён в книге. Зачем приезжал космонавт? Как признавался сам, он бывал у нас чаще, чем у родителей на Алтае. Здесь же был центр дальней космической связи. К слову, ещё Юрий Гагарин в своём рапорте отмечал хорошую связь с колпашевской «Зарёй-2».

Славная история у колпашевских авиаторов. Ценно и то, как бережно они к ней относятся. Титанический труд выполнили создатели сборника, ветераны, собрав воедино весь фактический материл за 75 лет, назвав имена всех до единого людей, которые проработали на предприятии свыше десяти лет. Таких людей набралось 2 240 человек. Большая удача, что такая книга есть у нас в городе. Её преподнёс в дар председатель совета ветеранов колпашевского филиала «Томск Авиа» Валерий Георгиевич Чайка.