Гордость и уважение

Гордость и уважение

СВОи

Удивительные люди наши военные. Я сейчас не об их смелости, храбрости, стойкости на поле боя. Об отзывчивости и готовности помогать. На войне и на гражданке. Приезжают бойцы в отпуск. Короткий. Скоротечный. У всех семьи, заботы-хлопоты. Но в круговерти домашних дел они находят время загрузить коробки с «гуманитаркой» в пункте «БлагоДарю» и маскировочные сети в мастерской, встретиться со школьниками, лично поблагодарить земляков за полезные посылки. Гордость и уважение!

Валентина Плевако мобилизовали в октябре 2022-го. О тех днях он говорит очень буднично.

— Знал, что заберут, хоть и работал в «Томскнефти». Был готов. «Срочку» служил в ракетных войсках стратегического назначения. Попав в «учебку», понимал, что в РВСН не возьмут — нет необходимости. Друг посоветовал артиллерию. В учебном центре поставили на должность старшего разведчика-дальномерщика. На СВО служу наводчиком пушки-гаубицы Д-20.

Орудие родом из Советского Союза. Д-20 начали производить в 1953-м. Эту пушку ещё называют сталинской колотушкой. Боевая масса — почти шесть тонн. Калибр — 152 мм. Прицельная дальность стрельбы — 17,5 км. Может бить прямой наводкой. Потому что пушка. Может стрелять с закрытых огневых позиций. Потому что гаубица.

— В расчёте восемь человек. Плюс механик-водитель тягача. Все взаимозаменяемые. Расчёт — боевое братство. Один за всех и все за одного. Командир у нас — стрежевчанин. Мы с ним знакомы с «учебки» — в Чебаркуле жили в одной палатке. Есть люди из Кемерова, Томска, Челябинска, ХМАО. У нас в расчёте все отлично подготовлены, поэтому идеально справляются со своими обязанностями, — говорит Валентин.
Воюют ребята с января 2023-го. Попали под Кременную. Готовились к худшему, признаётся боец, но всё оказалось не так плохо. Батарея стояла на окраине посёлка. Работали по Серебрянскому лесничеству. Жили в блиндажах, которые построили сами. Благо, леса в тех местах много.

— Обустроились. Спутниковая тарелка. Автономная печь. У нас было очень уютно.

На одном месте стояли много месяцев. Проводили артподготовку перед наступлением пехоты, вели заградительный огонь, когда наши отступали. Большую часть времени находились в укрытии. Но в постоянной боевой готовности. Данные о цели могли поступить в любую минуту. Получили, выбежали, отработали и обратно в блиндаж.

— У противника тоже артиллерия. И охотится он за нами так же, как и мы за ним. Орудия приходилось маскировать тщательно. В Кременной пока стояли, нашу пушку вражеские дроны-разведчики не обнаружили ни разу. Д-20 — хорошее орудие. Надёжное. А главное, универсальное. В активе у нашего расчёта немало очень важных и отлично отработанных целей. Сейчас в батарее новые орудия — пушки М-46. Тоже советские. И тоже с прекрасными боевыми характеристиками.

Нормативы наведения — это на «срочке», говорит Валентин. А на войне чем скорее и точнее, тем лучше. Обычно при стрельбе даже с корректировкой счёт идёт на минуты.

— «Орудие! — командует командир. «Выстрел!» — кричит наводчик. Чем громче, тем лучше. Чтобы не оглушило, — поясняет артиллерист. — Когда батарея залпом отрабатывает по одной цели, звучит команда 333. Но такое бывает редко, в основном орудия работают по одному.
Первый выстрел, который выполнил расчёт на СВО, лёг в 16 метрах от цели. Из холодного ствола — отличный результат. Что называется, в яблочко.

— Как говорит начальник артиллерии: «Попадание в пределах 30 метров от цели — отличная работа». После довести работу до логического завершения вообще не сложно. Мне, наводчику, первое время было интересно посмотреть на результат. Но «картинку», увы, нам показывают редко.

После Кременной их батарею двинули на Авдеевку. Город к тому моменту наши войска уже взяли и зачистили. Но до спокойной жизни ещё далеко. В небе постоянно висят вражеские дроны-разведчики.

— Не так давно самим пришлось восстанавливать «Ниву-Шевроле», переданную из Стрежевого. Её зацепило дроном. С запчастями помогли земляки. Мы с ребятами договорились сразу: просим только то, что реально нужно. Мэрия помогла с баней (купили мобильную палатку), генератор прислали. Мы всем благодарны за помощь!

— В Кременной случай был, — вспоминает Валентин. — Пацаны лет восьми—десяти играли на улице, мимо проезжал российский КамАЗ. И тут в небе «птичка». Мальчишки её увидели, водитель — нет. Один побежал навстречу машине — хотел предупредить. И в этот момент дрон ударил. Обоих пацанят осколками посекло. Одного — серьёзно. В Москву вывозили. Мы этим мальчишкам постоянно помогали.

У Валентина две дочки. Он не провожал в первый класс старшую, не слышал, как сказала первые слова младшая. Ей было всего полгода, когда папу мобилизовали.

— Жизнь детей проходит мимо меня. Обидно. Очень хочется видеть, как они растут. Супруга, конечно, часто видео отправляет, но это совсем не одно и то же. Хорошо, отпуск дали весной, на дни рождения к обеим дочкам попал, — делится боец. — Усталость есть. Но сейчас наступаем по всем направлениям. Надеемся, скоро закончится всё, вернёмся домой. С победой. Насовсем.