Перезимовали!

Перезимовали!

Общество

Пусто. Первое, что бросается в глаза на ферме Бойченко после долгой зимы. От двух огромных буртов рулонного сена не осталось и следа.

— Подъели хорошо. Поголовьето большое. Но бескормицы не было. Нормально перезимовали, — говорит предприниматель Алексей Алексеевич Бойченко.

Бескормицы нет и сейчас. Помимо рубленого сена, в день уходит 40 рулонов, в ежедневном рационе бурёнок — каша из дроблёной пшеницы, овса, ячменя. Сочный корм из свекловичного жома, рапсового шрота и дроблёной кукурузы. И обязательно патока — для вкуса и аппетита.

Заправляет в кормоцехе механизатор Ю.В.Сазонов. У Бойченко он уже десять лет. В Стрежевой приехал в 2014-м из Луганска. Сначала один — на заработки. Через месяц привёз жену с дочкой Оксаной.

— На мне вся кухня. Ежедневное меню у нас измеряется тоннами, — смеётся Юрий Владимирович. — И всё оборудование кормоцеха. На днях редуктор рассыпался, я его перебрал. Прихожу рано — ещё шести нет. Весь день на ногах. В обед небольшая передышка, и снова за работу. Стараюсь управиться пораньше, чтобы ребятишек из садика забрать. Двойня. Артём и Настя. Три года им. Дерутся, балуются. Супруге одной тяжело с ними управляться.

В уличных загонах пусто. Все коровы в стойлах. Послеобеденная сиеста. В ожидании вечерней дойки одни стоят, другие лежат, лениво жуя.

— Конец весны был холодный. Погода для прогулок неподходящая. Выпусти их на улицу, полежат на сырой земле, потом маститы начнутся, — поясняет бригадир А.А.Гвоздев.

В одном из коровников — суета. Идёт биркование поголовья. Обязательная маркировка сельскохозяйственных животных введена в России с 1 марта 2024-го. Она касается как крупных хозяйств, так и личных подворий.

— Тотальный пожизненный учёт. Как в советское время, когда у каждой коровы паспорт был в райкоме партии. За уклонение — штраф, — рассказывает А.А.Бойченко. — Мы начали с молодняка. По закону крупный рогатый скот нужно промаркировать и поставить на учёт до 1 сентября. Справились бы раньше, будь у нас достаточно бирок. Оплатили в Россельхознадзоре партию, но пока ещё не получили. Спасибо, департамент ветеринарии выручил — выделил 300 штук.

На каждой бирке — уникальный идентификационный номер. Их вносят в Единую информационную систему учёта. Процедуру биркования проводит ветеринар. Ей помогают животновод Сохиб Нематов и слесарь по ремонту и обслуживанию сельхозоборудования Мухаммадали Мамуров.

— Как не помочь?! У нас так принято: свободен — подсоби, — говорит слесарь. — Я родом из Узбекистана. Девять лет уже на ферме. Хорошо тут. Поэтому за работу держимся.

— У нас две беды. И первая — нехватка кадров, — вздыхает А.А.Бойченко. — Без иностранцев из ближнего зарубежья этого хозяйства уже не было бы. Серьёзно говорю. Хорошо работают. Дружно. Нареканий нет. Молодёжь когда приезжает, старшие под опеку берут. Учат уму-разуму, воспитывают.

Вторая беда — реализация. Молочная продукция в городе не расходится, сетует предприниматель. 50% идёт к соседям: в Александровское и ХМАО — Мегион, Лангепас, Покачи, Сургут. Летом традиционное снижение спроса. И по муниципальным заказам, и в торговых сетях. В хозяйстве к этому готовы. Будут готовить масло впрок.

— Молочный цех — в надёжных руках. Из отпуска по уходу за детьми вышла мастер-технолог Елена Николаевна Сазонова. Очень мы её ждали! Ветерана предприятия Валентину Ивановну Индерякину отпустили на заслуженный отдых. Здорово она нас выручала! И продолжает. На время больничных, отпусков подставляет плечо. Была проблема с механизаторами. Но зиму отстояли. Есть толковые мужики. У них начинается горячая пора.

В гараже над трактором «колдуют» два тёзки. Евгений Ефременко из Омской области. В прошлом году приехал на покос. Да так и остался.

— Окончил агропромышленный техникум. По специальности «автомеханик». С любой сельхозтехникой на «ты». Дома работа есть, но платят мало. Потому и подался на Север. Здесь зарплатой не обижают.

— Платят стабильно и в срок, — подхватывает механизатор Евгений Шрейдер. — Алексей Алексеевич — молодец. Для людей старается. От того и стремятся к нему вернуться. Я уже третий раз сюда приезжаю. Из Хакасии. Дома та же проблема — работы много, а платить не хотят. Сейчас на раздатчике работаю, коров кормлю. Напарник погрузкой навоза занимается.

В каких бы надёжных руках ни были техника и оборудование, без модернизации никак. В этом году Алексей Бойченко планирует приобрести пару транспортёров для удаления навоза. Навесное оборудование на «Беларус». И танк охлаждения молока на раздой. Предоплату за него уже внесли. Ждут в июне из Новосибирска. Расходы немалые. Частично их компенсирует областная субсидия на техническую модернизацию.

— Заявки подаём ежегодно. И на модернизацию. И на содержание дойных коров. Из расчёта 5 000 рублей на голову. За счёт этого и стоим на ногах, — отмечает глава фермерского хозяйства. — Область нас поддерживает. Грех жаловаться! Департаменты — ветеринарии и по социально-экономическому развитию села — всегда на связи.

Лето ещё толком не наступило, а Бойченко уже переживает, чем будет кормить поголовье будущей зимой. С прошлого года остался нераспечатанный бурт сенажа. Несмотря на засушливое лето, заготовили достаточно.

— Откроем осенью. Мы в прошлом году так делали. С началом навигации наш теплоход ушёл за сеном в Чаинский район. Новоето когда ещё будет?!

С одной стороны, большая вода — хорошо. Травы должно быть много. А вот когда покосы начнутся — вопрос. У нас же период вывоза совсем короткий. Надеемся на Тобольск, а там, глядишь, наши районы подтянутся. Договорённости есть. Остальные корма как возили, так и везём отовсюду. Нынче шрот в дефиците.

Рапса на экспорт много идёт, в округе сырьё закончилось. Буду возить из Томска. Дорого. А куда деваться?! В департаменте обещали помочь заключить годовой договор с «Сибирской Оливой». Томский шрот — самый качественный.

А пока молодняк бы на выпас скорее, чтобы травку свежую щипали. Но ещё под водой всё.

В ожидании томятся не только коровы, но и лошади. У двух кобыл Иволги и Стрелки нынче пополнение. Жеребята весело скачут вокруг мам, то и дело прикладываясь к вымени. Лето они проведут на лугах. Будут помогать пастухам приглядывать за стадом.