Эпоха пионерии: взгляд сквозь время

Эпоха пионерии: взгляд сквозь время

Общество

Масштабное движение сплачивало и воспитывало детей в духе патриотизма и гражданственности. Пионерская организация существовала до 1991 года. В её рядах побывали более 210 миллионов советских школьников.

ЗНАКИ ЭПОХИ

— Главным символом пионерской организации был, конечно, красный галстук, — рассказывает Эмма Андреевна Третьякова, педагог центра дополнительного образования детей, в те годы — методист Дома пионеров. — Символическая частица Красного знамени, три угла которого означали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров. Галстуки каждый день утюжили, следили, чтобы всегда были в порядке. На груди каждого пионера красовался значок с изображением Ленина — основателя пионерской организации. Каждый пионер стремился быть похожим на Ленина — учиться, работать и бороться за интересы Родины. Городское пионерское знамя было, на нём — девиз: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». У каждого отряда — отрядный флаг, с которым пионеры ходили на сборы, линейки, экскурсии. Знамённая группа — знаменосец, горнист и барабанщик. Ребят выбирали самых ответственных, обучали мастерству горнить и барабанить.

«ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ, СИНИЕ НОЧИ!»

— Эту песню знал каждый пионер, — уверяет Валентина Васильевна Левашова, бывший директор стрежевского Дома пионеров. — В Стрежевой я приехала в 1975 году. Дом пионеров и школьников был в деревянном двух-этажном здании, располагался за нынешней мечетью. Мы обсуждали дела, составляли план работы. Много мероприятий проводили городского масштаба. Пионеров вовлекали в различные виды деятельности, которые способствовали развитию ответственности и укрепляли дружеские связи между детьми. Я считаю, что был порядок: мысли, дела — всё было едино.

ИДЕАЛЫ И СТРЕМЛЕНИЯ

— В школах были советы дружины, — продолжает Эмма Андреевна Третьякова. — Они планировали свою деятельность. Потом в Доме пионеров составляли общий городской план пионерской работы на год. Старались мероприятия делать интересными и разнообразными. Большое внимание пионеры уделяли не только образованию, внеклассной деятельности, они помогали в уборке и благоустройстве, участвовали в субботниках и восстанавливали памятники. Важное место в жизни подрастающего поколения занимал спорт и культурные мероприятия.

Ни один государственный праздник не обходился без участия пионеров. Отмечали памятные военные даты, изучали историю страны, учились ценить её достижения. Хорошее было время. Маёвки делали. Искали знамя, например. Каждый от своей школы шёл по определённому маршруту, кто первым дойдёт до знамени. На Голубое озеро ходили всем комсомольско-пионерским активом. Там ночевали, сидели у костра, пели песни. Помню, однажды на 19 мая горнисты и барабанщики проехали по улицам Стрежевого, разбудили весь город в День пионерии. Также на 19 мая лучшей дружине вручали знамя городской пионерской организации. Дружина становилась правофланговой — это было почётно, на них все равнялись.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВИЕ

— Все работали в рамках единой программы, — рассказывает Нина Андреевна Потапова, ведущий аналитик управления культуры, спорта и молодёжной политики. — Был всесоюзный пионерский марш. Тема — одна на весь год, внутри — маршруты. Каждый ребёнок выбирал пионерское поручение по интересам: подтягивал ребят по учёбе, работал с октябрятами, занимался организацией трудовых дел, спортивных или культурно-досуговых.

Например, в клубе интернациональной дружбы у Э.А.Третьяковой ребята переписывались с пионерами из других социалистических стран, дружили, общались. Поручения распределяли внутри отряда или пионерского звена, назначали ответственных. Возникал план воспитательной работы. А начиналось всё с разведки полезных дел, то есть нужно было найти, чем заняться.

Конечно, помогали классные руководители, вожатые, которыми становились ребята постарше. Когда мы были октябрятами, над нами шефство взяли Игорь Николаевич Чернышёв и Вера Парфирьевна Ефименко. Они учили с нами песни, субботники проводили — мы тогда сами в классе парты мыли. Когда объявляли смотр строя и песни, Игорь Николаевич маршировал с нами, песни пел, учил команды выполнять. Не учитель физкультуры, а пионеры, которые года на три старше нас. Но они уже чувствовали ответственность за малышню, знали, что занимаются важным делом.

Это была целая система, хорошо отработанная. Понятная что на Дальнем Востоке, что в Стрежевом, что в Москве. Дети, педагоги, вожатые говорили на одном языке.

ОГОНЬ ТРАДИЦИЙ И ПЕСНИ ДРУЖБЫ

— Пионерия — это красные галстуки, костёр, песни под гитару, — вспоминает Алексей Валентинович Сотников, которому довелось в школьные годы быть делегатом от Томской области на Всесоюзном слёте пионеров в пионерском лагере «Артек». — На слёт нужно было везти знамя немецких пионеров из областного музея. В Артек съехались представители более полутора сотен стран. И каждый — со своими знамёнами. Их выставили в одном зале. Люди приходили, а мы им рассказывали, что за знамя, откуда.

Насыщенная программа смены: конкурсы, выставки, экскурсии, спортивные мероприятия, танцевальные. Приезжали многие известные личности: Руслан Аушев, Игорь Скляр, «Лицедеи», был даже полк артиллеристов. Запомнилось закрытие: арена в море, белый корабль с разно-цветными фонтанами и салют, какого я в жизни больше никогда не видел, — гремел полчаса. Мне как знаменосцу с большим стажем в лагере доверили носить знамя. Горжусь, что был пионером. Я с удовольствием бежал в штаб, где мы обсуждали, планировали, рисовали плакаты, общались с малышами, учили носить знамя, чеканить шаг. Пионерами стремились быть.

МЕЧТЫ О КРАСНОМ ГАЛСТУКЕ

— В пионеры принимали с десяти лет, — говорит Нина Андреевна Потапова, — если за ребёнком не было каких-то «страшных грехов». Например, хулиганства. Пока я работала вожатой, был лишь единственный случай, когда мальчишку не принимали в пионеры до 14 лет. Даже если школьник не очень хорошо учился, к нему прикрепляли успешных учеников. Секретарь горкома комсомола Ольга Яковлевна Агаркова всегда говорила: «Берите на поруки, подтягивайте по учёбе, привлекайте к мероприятиям». Было несколько дат в течение учебного года, когда детям повязывали красный галстук. Это мог быть День пионерии, день рождения Ленина…

Главный принцип пионерского движения — коллективная ответственность. Например, во время лыжных соревнований в школе на огромном табло отображались результаты всего класса. Прошёл ты с подругой вчера пять километров на лыжах, говоришь: «У меня пять и у неё пять». К общему результату плюсовали десять. Место в итоговой таблице зависело от каждого. Самое большое ругательство — единоличник.

ПРОЩАЙ, ПИОНЕРИЯ

— Когда прекратил работу горком комсомола, не стало и пионерской организации. И замены ей не было, — продолжает Нина Андреевна. — После распада СССР в 1991 году мы пребывали в недоумении: как вести работу со школьниками. Пришлось придумывать новые формы работы. И уже в 1993 году московское объединение «Новая школа» стало проводить курсы повышения квалификации. Из всех систем воспитательной работы мне понравилась система ранней проф-ориентации, основанная на создании педагогических классов. Мы её внедрили в школе №1 для старшеклассников. Следующим этапом стало создание воспитательных программ.

«ДРУЗЬЯ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ»

— С 1980 года я была старшей пионервожатой дружины имени Николая Островского в школе №3, — делится Валентина Васильевна Левашова. — В 1993-м ме-ня пригласили работать в школу №7. Пионерской организации уже не было, а я фанат своего дела, я жила этим. Создала клуб «Друзья хорошего настроения», взяв всё лучшее от пионерии. Потом сделали организацию на уровне школы. У нас и галстуки были, только разноцветные. Девиз до сих пор помнят мои давно выросшие подопечные: «Жить без улыбки — просто ошибка, повсюду улыбки, повсюду друзья». Сборы проводили, линейки, дежурили по школе. Лучшим коллективам вручали вымпелы переходящие.

Потом я вернулась в школу №3 и перенесла туда объединение «Друзья хорошего настроения». Вместе с моей помощницей Екатериной Ивановной Горшениной создали там музей общественной организации. Так и работала с детьми вплоть до 2014 года.

НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

— Я за возрождение пионерской организации, — отмечает Ольга Вячеславовна Карпина, начальник управления культуры, спорта и молодёжной политики. — Патриотов нужно воспитывать с детства. Меня в пионеры приняли в третьем классе. Нам нравилось, считали, что стали взрослыми. Пионерская организация учила трудолюбию, честности и уважению к старшим. Дружбе, взаимопониманию, помощи слабым. А ещё она была местом построения детской карьеры. Обязательно должен быть аналог пионерской организации.

«ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ»

— Порадовало возрождение незаслуженно забытых форматов, — отметил на заседании наблюдательного совета Общероссийского движения детей и молодёжи в декабре 2023 года Президент России В.В.Путин. — Здесь и военная тематика, зарница, юннатское движение. Эти традиции, безусловно, помогают ребятам уже в наше время. Преемственность поколений очень важна, чтобы созидать, развиваться, двигаться вперёд. Дети, подростки, молодые люди — соавторы всех решений. Движение должно строиться вокруг того, что им близко и интересно.