Трудом и умом
ОбществоСреди стрежевчан немало потомков тех, кого принято называть «сибиряками поневоле», основателей и жителей поселений Стрежевой и Колтогорск.
В 30-е годы ХХ века на северные территории Томской области была отправлена первая волна спецпереселенцев. Из Алтайского края, Омской, Новосибирской областей высылали репрессированных в гибельное Васюганье для привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы. За что, иногда они и сами не могли объяснить. Людей признавали социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.
В нашем краю основали два поселения: Стрежевой и Колтогорск. Примерно равные по численности жителей. В каждом — около 30 семей. И в каждом — рыболовецкий колхоз: в первом — имени Куйбышева, во втором — имени 1 Мая. Но Колтогорск возник раньше Стрежевого.
Ещё два века назад на территории обского острова селились ханты, называвшие своё небольшое поселение Колтогорскими юртами. Со временем прибывавшие целыми семьями ссыльные увеличили численность жителей, организовали быт, присущий традиционным сибирским сёлам. Свои особенности внёс и особый статус: тем, кто был сослан сюда, полагалось выполнять государственный заказ по лову рыбы. В Колтогорске был организован рыбпункт, где рыбу грузили в вагонетки, поднимали по рельсам на эстакаду и затем опускали вниз, в огромный подземный ледник, к чанам с солью. Там рыба подлежала обработке, кратковременному хранению и затем — транспортировке на александровский рыбокомбинат.
— Такой тяжёлый труд! И рыбу из неводов выгрузить по илу, и лёд зимой заготовить, и соль перетаскать. На берегу Оби в Колтогорске соль лежала горами! А работали-то на «засольном» (так называли в народе рыбпункт — авт.) в основном женщины. Сколько же здоровья они там оставили! — с горечью вспоминает Августа Петровна Нельга, урождённая Энс.
Она знает о жизни в Колтогорске не понаслышке. Родилась в этом посёлке, там её родители встретились и создали семью. Мать Мария Васильевна — из семьи Слепцовых, спецпереселенцев из Омской области. Сосланы были на Васюган, пришлось пожить и в Светлой Протоке, и в Медведеве. Но осели надолго в Колтогорске.
Отец Пётр Францевич Энс — уроженец Украины. Судьба привела на Алтай, затем в Кемеровскую область, откуда после аварии на шахте его, горного мастера, сослали на Север. На пароходе, которым везли ссыльнопоселенцев, он познакомился с Арнольдом Пфейфером. После неудачной попытки бежать оба были высажены в Колтогорске. Пустил Петра на постой Сергей Васильевич Слепцов. Они и не знали тогда, что станут родственниками, что Марии, сестре Сергея, суждено выйти замуж за Петра Францевича.
— В Колтогорске жили люди, попавшие туда по разным мотивам, носители разных языков, традиций, — вспоминает Августа Петровна. — Немцы, ханты, русские… Но никогда не обижали и не унижали односельчан. Жили просто, небогато, и все друг друга знали и помогали чем могли.
Когда в середине 50-х со спецпереселенцев сняли наблюдение комендатуры, многие уехали в родные края. Остались те, для кого Колтогорск стал родным.
— А почему теперь здесь не жить? Школа, детский сад, клуб, медпункт, баня, конюшня, хомутарка. Река — вот она, а значит, рыба и утки. На Колтогорском острове были огромные заросли черёмухи, по весне запах стоял — аж голова кружилась! Молодёжь собиралась у озерка — гармонь, песни, танцы! Традиция была в Колтогорске — гулять на праздники вместе, в складчину. Когда первую рыбацкую тонь отмечали, уху варили из осетровых голов на всю деревню. А какой хлеб в колтогорской пекарне пекли! — рассказывали бывшие жители.
Жители Колтогорска достойно снабжали страну рыбой в войну и послевоенные годы. Вели хозяйство, несмотря на сложности расположения посреди реки: одни периоды «большой» воды чего стоили — всё смывало, приходилось многое начинать сначала. Привезённые на остров и брошенные посреди Оби на выживание спецпереселенцы выстояли, выжили. Взрослые в общественной жизни участвовали, дети старались хорошо учиться.
В 60-х рядом развернулось строительство города, и посёлок «растаял». Жители перебрались в Стрежевой, Александровское, Назино, в другие населённые пункты. Однако и сейчас потомки колтогорцев живут рядом с нами, хранят память и учат своих детей и внуков жить просто и честно, строя свою жизнь трудом и умом.