Первый асфальт

Первый асфальт

Без рубрики

Стрежевчане удивлены:


— Асфальтовый завод в Стрежевом построили в середине 80-х, писала газета. Но к этому времени асфальт уже был положен в Стрежевом. Возьмите тот же проспект Нефтяников! Как же так получается?! Что-то напутали!

Обратимся к газетным архивам. Вот газетная передовица с лидом: «1 июня 1978 года вступил в строй действующий асфальтовый завод. В Стрежевом началось асфальтирование улиц».

В Стрежевом был не один асфальтовый завод.

Первый в 70-х нам подарили строители СУ-917. Его поднимали на окраине Стрежевого. Как писала газета:

— Немало времени потребовалось, чтобы вдохнуть жизнь в тонны металлоконструкций, транспортёров, направляющих лотков, электромоторов. Весь технологический процесс превращения гравия и битума в привычный для нас асфальт управляется с двух пультов.

Михаил Максимович Фащилин, который возглавил строительство завода на завершающем этапе, рассказывает:

— Строительство завода в сжатые сроки явилось серьёзным испытанием для нашего небольшого коллектива строителей. Бригада А.В.Пьянкова в короткий срок произвела монтаж электрооборудования, на сборке конструкций отличилась бригада В.Г.Михайлова.

Наш завод может ежесуточно производить 100—150 тонн асфальта. Такого количества материала достаточно для двойного мощения 100 метров дороги.

Нескончаемым потоком идёт по ленте транспортёра гравий. В смесительном барабане они встречаются — просушенный гравий и расплавленный битум. Ещё один поворот барабана — и вот он — горячий, дымящийся первый асфальт.

Принимай, Стрежевой, новую «одежду» для твоих улиц и площадей, будь ещё прекрасней.

И вот строки, написанные 2 июня 1978 года корреспондентом «Северной звезды» В.Сальниковым:

— Сегодня, выйдя на улицы Стрежевого, мы невольно воскликнули: «Первый асфальт!» Возможно, через несколько лет, когда асфальт — эта главная «одежда» дорог и тротуаров — будет столь же привычен, как сегодня бетон, мы только улыбнёмся, вспомнив, как ходили смотреть на первый асфальт и мысленно примеряли этот блестящий «наряд» на все улицы и тротуары города.

Когда-то журналисты обращались с похожими вопросами к В.Н.Миллеру и М.В.Федулову, каждый из которых в свой срок работал в должности главного архитектора Стрежевого.

— Точно помню, что первый асфальт клали вскоре после назначения первым секретарём стрежевского горкома Виктора Ильича Зоркальцева, — рассказывал журналистам в прошлом главный архитектор Стрежевого Михаил Васильевич Федулов. — Стрежевой в 78-м получил статус города, и Виктор Ильич спешил положить здесь асфальт прежде, чем его положат в других муниципальных образованиях нашей области. Делом чести было также «обставить» при этом соседей-вартовчан.

К слову, проспект в городе и в это время уже был, просто:

— Проспект Нефтяников был выложен из монолитного бетона, — пояснил Валерий Николаевич Миллер.

Ещё из редакционных архивов:

— В первый сезон первый завод выдал 11 тысяч тонн бетона. Впервые «оделись» в асфальт центральные улицы города.

— За два года на счету коллектива асфальтового завода — восемь километров заасфальтированных городских улиц, на очереди улица Строителей в сторону промбазы, хоккейные коробки, которые с таким нетерпением ждут этой зимой и городская детвора, и все любители спорта. Коллектив завода стремится сделать всё, чтобы за оставшийся до зимы период положить как можно больше асфальта.

А вот второй асфальтовый завод — УТО ОАО «Томскнефть» ВНК — начали строить в 1983 году. И шутка в том, что в городе был ещё третий асфальтовый завод!

28 июля 1997 г. «Северная звезда» писала:

— На минувшей неделе запущен в эксплуатацию мини-завод по производству асфальтовой смеси муниципального дорожного ремонтно-строительного управления. Осуществилась мечта начальника управления А.М.Альмухаметова — самим готовить асфальт и самим его укладывать. Работники управления привезли установку в Стрежевой, сами её смонтировали и сами эксплуатируют. Всё своё — сырьё, завод, асфальт и дорожная техника.

Закупленная установка — не последнее слово технической мысли, но работает без сбоев. Производительность — 160 тонн асфальтовой смеси за восьмичасовую смену.

С самого начала на АБЗ работает бригада из Армении из семи человек. Бригадир — Жора Авагян. Они вели монтаж установки и сейчас занимаются её эксплуатацией. До тех пор, пока погода не прервёт сезон дорожно-ремонтных работ.

— Сколько будем работать? Да круглосуточно! — заверили работники АБЗ. — Как удобнее для дорожников…