На Оби — навигация
ТранспортМало кто ждёт весну с таким нетерпением, как флотские. Её приближение они чувствуют кожей. Бежит быстрее кровь по венам. Ноет и зовёт душа. На реку. На водный простор. В навигацию.
В этом году первые рейсы на линии Колтогорск—Медведево паромы «Речного пароходства» выполнили 12 мая. Как в давние уже времена — по «длинному плечу». Наладить движение по короткому маршруту помешала большая вода.
— Вон там проходит дорога на зимнюю переправу, — показывает на водную гладь заместитель директора «Речного пароходства» по эксплуатации флота П.Агафонов. — Участок, по которому едем, отсыпали, чтобы навести мост через Первомайскую протоку и запустить «короткое плечо». Сюда ушло 50 машин песка и 12 — щебня.
По дороге к причалу нас то и дело обгоняют машины. Притормаживаем, чтобы «не поймать» камешек. Накануне по дороге прошёл грейдер, вывернул их наружу.
— Дорогу не затопит?
— Нет. Уровень большой, но для нас некритический. После ледохода уровень воды на реке снижается. Потом опять на подъём пойдёт. Вода будет прибывать до июля. Но до отметки в 12 метров — критическом для дороги — не поднимется.
Вереница машин на подъезде к причалу. Его почистили, подровняли, закопали на берегу «мертвяки» — самодельные якоря для швартовки судов на ночь. На дорожном посту (такой же установили и в Медведеве) технику пропускает контролёр.
— Новенький в команде. Кстати, барбер, — замечает Павел Агафонов.
Удивляюсь. Иду знакомиться. Владислав Машинцов, в прошлом нефтяник. Теперь парикмахер. Пока нарабатывает клиентуру, решил подзаработать на реке. Сменный график позволяет.
— Мне здесь нравится! На корабле помогал, было интересно. И на берегу хорошо, свежо. Порой даже слишком, — смеётся Владислав. — Одеваться надо теплее.
Пока идёт погрузка на паром, заглядываем на теплоход. На ТНГ-271 молодая команда. Земляки, из-под Омска. Впрочем, капитан Сергей Белёвкин — уже стрежевчанин, старпом Степан Метелёв — вартовчанин.
— Взял квартиру в ипотеку. Летом планирую перевезти семью, — говорит старпом. — Сами понимаете: полгода здесь, полгода там — жена плачет. Но терпит. Любовь творит чудеса.
С теплохода хорошо видно — на реке кипит жизнь. В затоне два плавучих крана. У причальной стенки — «Валерий Чуркин» и баржи. На причале у кассы — скопление теплоходов. Капитан на ТНГ-272 — давний знакомец Андрей Жилин. В «Речном пароходстве» с 1993 года.
— Какие новости?
— Женился. Землю купил в Моряковке. Строиться буду, — улыбается Жилин и кричит супруге (она повар на судне): «Оля, у нас гости! Накрывай на стол».
Капитан на теплоходе — с апреля. Сам его покрасил. С экипажем перебрали двигатель, провели техобслуживание. Скоро в транзит.
— У меня это вторая навигация. Учусь в томском техникуме. На практике сейчас. Нравится, — говорит рулевой моторист Андрей Стягайло.
— В молодости-то всё нравится. Это мне сейчас к осени надоедает. Усталость какая-то, — ворчит капитан. — Вон 273-й стоит. Настоящая рабочая «лошадка»! Загляните к ним обязательно.
ТНГ-273 занят на рейдовых работах: переставляет баржи. Капитан на нём — северчанин Андрей Белоусов. За плечами у него 33 навигации. На Оби и малых реках.
— Каждую ждёшь. К весне начинаешь елозить. На пароход надо: что-то делать, ремонтировать.
— Один из лучших механиков на флоте. Отличный капитан! — замечает Павел Агафонов. — Кстати, теперь с дипломом.
— Ага, в юности окончил училище. А в 53 года снова пришлось учиться, — говорит Белоусов. — В профильном техникуме. Окончил на отлично. Всё и так знаю. Столько лет на реке!
— Не скучно на рейде?
— Весело, — отвечает капитан, не выпуская из рук рацию. — Особенно старпому моему. Моториста нет. За двоих пашет.
Александр Кондрашов — на реке человек не новый и не случайный. Начал работать после школы. Ушёл в армию. После окончил техникум водного транспорта и вернулся на предприятие уже старшим помощником капитана.
— Верю в тебя, не сдавайся! Потерпи ещё немного. Найду вам моториста, — обещает молодому старпому Павел Агафонов, сходя на берег. — Работы на реке много, специалистов нет. Кадровый голод. Не только у нас. Везде. Сегодня флотских в «Речном пароходстве» — порядка 40 человек. Люди, которые хотят и умеют работать. Мы же стараемся создать для них достойные условия. В первую очередь, хорошо платить.