Чему научат в школе
Образование и воспитание2024 год принесёт несколько изменений в школьную программу. В расписании уроков появится новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины» и вернётся труд, на уроках которого девочкам расскажут, как варить борщ, а мальчиков научат чинить табуреты.
АБОНЕНТ ВРЕМЕННО НЕДОСТУПЕН
С 1 сентября 2024 года ученикам запретят личные средства подвижной радиотелефонной связи во время уроков. Речь идёт о мобильных телефонах и «умных» часах, если в них используется сим-карта и они могут выполнять такие же функции, как телефон, например, принимать СМС-сообщения.
Позвонить по мобильнику из класса можно будет только в экстренных случаях.
Запрет не коснётся гаджетов, которые находятся в школах, стоят на их балансе и используются непосредственно в кабинетах на занятиях.
Накануне принятия закона спикер Госдумы Вячеслав Володин в своих соцсетях провёл опрос о запрете мобильников в школе. Проголосовали более 286 тысяч человек. Идею поддержали 84 процента из них.
КУРСЫ КРОЙКИ И ШИТЬЯ
Также с 1 сентября 2024 года одним из обязательных предметов с первого по девятый классы станет «Труд (технология)».
Одной из основных задач урока труда станет подготовка учеников к выбору профессии. Кроме того, эти уроки формируют социально-бытовые навыки, которые нужны детям для достижения успехов в будущем и уверенности в разных областях — образовании, семье, профессии, повседневной жизни.
Так, мальчиков могут научить столярничать, а девочек — готовить.
ПРАВА ПЕДАГОГА
Закон об образовании дополнили положениями, которые позволяют школам устанавливать требования к дисциплине на занятиях и правилам поведения в учебном заведении, а учеников обязывают соблюдать вышеперечисленные нормы. Кроме того, администрации учебных заведений должны рассматривать обращения педагогов о применении дисциплинарных взысканий к ученикам, которые нарушают правила.
В законе записали право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности. До этого такое право было только у учеников.
«ОГОНЬ, ПЛИ!»
С нового учебного года в школьном расписании вместо привычного ОБЖ появится новый предмет «Основы безопасности и защита Родины». Учить этим навыкам будут в пятых—одиннадцатых классах.
Так, в средней школе объяснят, какие мероприятия проводятся в стране для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций или при возникновении военной угрозы.
Учеников научат правильно реагировать на сигнал «Внимание всем!» и пользоваться средствами защиты. Также школьникам предстоит ознакомиться с боевыми свойствами и устройством стрелкового оружия и положениями общевоинских уставов.
В десятых-одиннадцатых классах теоретические знания подкрепят практическими навыками, включая тактическую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовки. Кроме того, выпускник школы должен будет иметь представление о современном общевойсковом бое.
Мнением делится Артём Сафронов, главный специалист отдела физической культуры и спорта стрежевского управления культуры, спорта и молодёжной политики. Он недавно отслужил в Вооружённых силах РФ:
— Такое изменение программы считаю необходимым. У молодых ребят, подростков либо совсем нет представления о современной российской армии, либо оно искажено, поскольку формируется по слухам, информации из Интернета, где много фейков, даже на основе компьютерных игр. Поэтому многие парни не хотят служить, а некоторые из тех, кто всё же попадает на службу, вообще не понимают, что такое дисциплина, субординация. Получая информацию из уставов, они будут лучше адаптированы. А изучение оружия, техники, средств ведения боя — это вообще для мальчишек очень интересно! Сочетание новейших технологий и сохранение лучших военных традиций, практических навыков — всё это увлекает. Особенно если преподавать будут мужчины с опытом службы.
Службы по защите Родины не надо бояться. Нужно быть к ней готовым!
УЧАТ В ЧУМЕ
В России появятся кочевые дошкольные и школьные группы. Их откроют на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке — местах проживания коренных малочисленных народов.
До сих пор власти каждого северного региона сами решали, какими должны быть такие детсады и школы и нужны ли они в принципе. Но минувшим летом парламентарии приняли закон о кочевых образовательных организациях. По новым правилам создание условий для получения коренными малочисленными народами дошкольного и начального общего образования стало обязанностью органов госвласти.
Всего сейчас в России 4 676 семей ведут кочевой образ жизни, в них воспитываются 6 569 детей, из них 2 203 — дошкольного возраста и 4 366 — школьного возраста.
ШАНСЫ РАСТУТ
Кроме того, одиннадцатиклассники смогут получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз. Речь идёт о чемпионах России и обладателях Кубка России по видам спорта, включённым в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.
Также в качестве индивидуальных достижений зачтут наличие золотой или серебряной медали, полученной после окончания школы; прохождение военной службы; пребывание в добровольческих формированиях в ходе спецоперации.
ПУШКИН ОСТАНЕТСЯ С НАМИ
В 2023 году в СМИ появилась информация, что из ЕГЭ по литературе в 2024 году исключат произведения классиков, в том числе Александра Пушкина. Такие выводы журналисты сделали на основании проектов контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ-2024 и кодификаторов к ним, опубликованным Федеральным институтом педагогических измерений.
Согласно этим документам, в списке произведений, по которым могут задать тему итогового сочинения, оказались: «Гроза» Островского, «Обломов» Гончарова, «Отцы и дети» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Вишнёвый сад» Чехова, «На дне» Горького, «Двенадцать» Блока, «Облако в штанах» Маяковского, «Тихий Дон» Шолохова и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Среди остальных произведений, которые можно использовать при написании сочинения и выполнении некоторых заданий по желанию, оказались: стихотворения Тютчева, Ахматовой, Цветаевой и Высоцкого, рассказы Шукшина, Куприна, Довлатова и Пелевина, романы Замятина «Мы» и Пастернака «Доктор Живаго», произведения о Великой Отечественной войне.
А вот произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, как и древнерусской литературы, в списке не оказалось.
Ситуацию объяснили в Минпросвещения: «Согласно отечественной традиции преподавания литературы, произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя изучаются в средней школе, поэтому их выносят на проверку в рамках Основного государственного экзамена».
Таким образом, «наше всё» из школьной программы не исключат, но знание Пушкина проверят раньше — в девятом классе.
Об этом говорим с Ксенией Сергеевной, завучем, учителем русского языка гимназии №1:
— Волноваться не стоит. Уверена, что, если привить ребятам любовь к хорошей литературе, чтению классики, ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Гоголь забыты ими не будут.
Кроме того, в десятом и одиннадцатом классах при изучении русской литературы, начиная со второй половины ХIХ века, мы всё равно обращаемся к темам, проблемам, образам, которые затрагиваются в произведениях вышеназванных художников слова. Без их творчества невозможно представить развитие ни мировой литературы в целом, ни, безусловно, русской. Всё взаимосвязано. Нельзя, к примеру, полноценно изучить тему «лишнего человека» в романе Гончарова «Обломов» без опоры на героев романов Пушкина «Евгений Онегин» и Лермонтова «Герой нашего времени». Так что мы стараемся максимально глубоко изучать и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя. Они остаются с нами!